Санкт-Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения. (ГУКиТ)

Санкт-Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения. (ГУКиТ)
Обучение
# Факультет Аудио Визуальной Техники
# Факультет Приборов Систем Кино и Телевидения
# Факультет Фотографии и Технологий Регистрирующих Материалов
# Институт экономики и управления
# Факультет Экранных Искусств
# Институт Массовых Коммуникаций
Общие сведения
В январе – феврале 1918г. в Петрограде под председательством секретаря Государственной комиссии по просвещению Д.И. Лещенко, состоялись совещания деятелей в области фотографии и фототехники. Была создана инициативная группа по организации нового института. Большую помощь ей оказывали созданный при Наркомпросе Комитет содействия развитию фотографических и фототехнических знаний и промышленности и Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский. 9 сентября был подписан декрет Совета Народных комиссаров “Об учреждении Высшего института фотографии и фототехники”. Группа ученых, создателей фототехнического института (слева направо: проф. Прилежаев А.Н; Ермилов Н.Е; Срезневский В.И; Лещенко Д.И; Зубрилин П.П.) Из декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 09 сентября 1918 года “Об учреждении Высшего института фотографии и фототехники”. В целях развития в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике фотографических и фототехнических знаний и промышленности, а также возможно быстрого поднятия уровня профессионального образования во всех областях оптического, фотографического, фототехнического и печатного дела, равно и для специальных научных изысканий УЧРЕЖДАЕТСЯ в Петрограде Государственное Высшее учебное научно-промышленное и культурно-просветительское установление под наименованием “Высший институт Фотографии и Фототехники”. В Институте были образованы два факультета: – Художественно-фотографический, со сроком обучения 3 года – Научно-фотографический, имеющий два отделения: фотохимическое и фотофизическое при сроке обучения 4 года Директором Института был назначен А.А. Поповицкий, деканом научно-фотографического факультета – В.И. Срезневский. 1 ноября 1918 года состоялось торжественное открытие Института. На первый курс было принято 200 человек. В 1920 г. в Институте создается полиграфический факультет, а в 1921 году – оптический факультет. В 1923 году Институт получает название Петроградский фототехнический институт (ПФТИ) и в августе объединяется со школой экранного искусства, образованного в 1919 году при Ленфильме. По ряду причин, в том числе и из-за финансовых трудностей, с 1 октября Институт реорганизуется в Петроградский фотокинотехникум. с научно-фотографическим, художественно- фотографическим отделениями, а также отделением ИЗО. Полиграфическое отделение переводится в Полиграфический техникум. В ведение техникума передаются курсы киномехаников. Должность заведующего техникумом с 1924 по 1929гг. занимает Д.И. Лещенко. В 1924 году проф. М.Н. Муравейский и Д.С. Попов организовали здесь чтение курсов кинотехники и киноаппаратуры. Позднее техникум пополняется кинотехническим, фототехническим отделениями. В 1930 году проф. Шорин А.Ф. и проф. Соколов С.Я. возбуждают вопрос об открытии в Ленинграде факультета инженеров звукового кино. 1 октября 1930 г. на базе Ленинградского кинофототехникума был основан Ленинградский учебный Комбинат Высшей и Средней Кинофототехники, состоящий из Факультета инженеров звукового кино, Техникума и Курсовой сети. Директором комбината становится И.А. Арбузов, пришедший на смену Д.И. Лещенко. В 1931г. В.И. Волынкин организовал и возглавил кафедру слабых токов, названную впоследствии кафедрой специальной электротехники (с 1937г. являлся одновременно и деканом электротехнического факультета). Учебный год 1931/32 ознаменовывается преобразованием Факультета инженеров звукового кино в два факультета: Эксплуатационный и Механический, тем самым образовав Ленинградский институт киноинженеров. Для образования этих двух факультетов в институте создаются специальные кафедры звукотехники и киноаппаратуры и кафедра технологии металлов. Две последние кафедры, а также кафедры физики и оптики образуют механический факультет. При институте также открывается Рабфак с вечерней формой обучения. С появлением двух факультетов началась подготовка инженеров по эксплуатации звукозаписывающих и звуковоспроизводящих систем в условиях студий и кинотеатров и инженеров по производству киноаппаратуры (звуковой, съемочной, проекционной). Возни��ают новые специальные курсы: “Фотоэлементы”, “Усилители низкой частоты”, “Электроакустическая аппаратура”, “Киносъемочная аппаратура”, “Кинооптика”, “Основы записи и воспроизведения звука”. Первым заведующим кафедрой киноаппаратуры в 1932 году был назначен Михаил Самуилович Цыпкин . В 1932/33 уч. г. в ЛИКИ работали следующие кафедры: социально- экономических наук; математики; физики, оптики и химии; сильных токов; акустики; слабых токов; кинотехники; зап
иси и воспроизведения звука; механики. На базе операторского отделения кинотехникума в ЛИКИ создается Операторский факультет, который в 1935 году переводится во ВГИК в Москву. Его первым деканом был известный оператор В.В. Горданов (операторская работа “Гроза”, “Петр I”, “Маскарад”), здесь же преподавал С.А. Герасимов (”Семеро смелых”, “Молодая гвардия”, “Тихий Дон”). В.В. Горданов проводит занятия кинооператоров. В июне 1935 года состоялся первый выпуск ЛИКИ: 32 выпускникам Механического факультета была присвоена квалификация инженер – механик по киноаппаратостроению (в числе которых – Голод И.С; Проворнов С.М; Стааль Г.Ф.); квалификация инженер – электрик присвоена 70 выпускникам Эксплоатационного факультета; Операторский факультет выпустил 29 инженеров – операторов (среди которых Учитель Е.Ю. – оператор и режиссер документального кино “Русский характер”, “Мир дому твоему”, “Граница”). Выпуск кинооператоров. 1935 год. Выпуск Эксплоатационного факультета. 1935 год. В 1935/36 уч.г. организуется химико-фотографический факультет. В институте устанавливаются три специализации по подготовке аспирантов: теория и расчет киноаппаратуры; запись и воспроизведение звука, электроакустика. Первые годы деканом Механического факультета был преподаватель курса “Теоретическая механика” Н.В. Булатов. В 1935 году на кафедру киноаппаратуры приходят молодые киноинженеры В.В. Бобылев, Сим. Р. Барбанель, И.С. Голод, Ф.И. Забозлаев, С.М. Проворнов, Г.Ф. Стааль. Существующие раздельно кафедры физики и оптики объединились под руководством проф. Лукьянова. В 1939 году после смерти Мурашкинского для чтения курса оптики был приглашен проф. Г.Г. Слюсарев и была создана отдельная кафедра оптотехники. С 1938 года до 1978 года с небольшим перерывом, связанным с участием в Великой отечественной войне и лечением после ранения, кафедрой киноаппаратуры заведовал С.М. Проворнов. В 1938 году, еще будучи аспирантом, Проворнов С.М. выпустил первое отечественное кинотехническое учебное пособие “Детали и механизмы киноаппаратуры”. Во время Великой отечественной войны в марте 1942 года институт эвакуируется через Дорогу Жизни в г. Железноводск, а затем в августе в г. Самарканд, где работает до 1945 года. В Самарканде институт размещается в старой части города на площади Регистана в помещении пожарной команды. Среди штатных преподавателей института можно назвать А.М. Брусиловского, В.А. Бургова, В.И. Волынкина, З.В. Цирулину; в мае 1943 года к ним присоединяется С.М. Проворнов и на него возлагается руководство Механическим факультетом, так как Н.В. Булатов был в Ленинграде ответственным за институт. Первым военным выпуском МФ был выпуск двух инженеров в 1943 г; а затем небольшой по численности выпуск 1944 г. Из Самарканда возвращалось более 300 студентов и 59 пятикурсников, приехавших из Москвы, так как в 1944 году институту было передано помещение на пр. Карла Маркса и дипломники всех факультетов были переведены туда. С января 1945 года занятия пятого курса стали проводиться в Ленинграде и в июне состоялись защиты дипломов, в сентябре возобновились занятия на всех курсах трех факультетов: Электротехнического, Механического и Химико-технологического. Было восстановлено для проживания общежитие в Павловске, а затем и на Фонтанке. К началу 1946/47 уч. года общее количество студентов института составляет более 1000 человек. В 1947 году защитили кандидатские диссертации преподаватели А.М. Мелик-Степанян и Сим. Р. Барбанель. В 1948 году вышли первые учебники по кинотехническим дисциплинам, написанные Бурговым, Проворновым, Мелик-Степаняном и Ляликовым. В первые послевоенные годы было вновь открыто заочное отделение. С июля 1948 года директор института Константин Вячеславович Плетников – “ликовец”, закончивший институт в 1935 году. После перевода Плетникова в министерство Культуры СССР его заменил с конца 1949 года Николай Сергеевич Брусничкин – выпускник ЛИКИ 1936 года. С 1950 года С.М. Проворнов утверждается в должности зам. Директора по научно-учебной работе и на посту декана механического факультета, который он занимал с 1945 года, его меняет Д.Д. Мацкевич. С 1960/61 уч. года в Москве начал работу Учебно-консультационный пункт заочного отделения института. В 1962 году институт получает разрешение на создание трех отраслевых лабораторий; лабораторию по кинооптике возглавил Заслуженный деятель науки и техники, лауреат Ленинской и Государственной премий, проф. Д.С. Волосов. В 1983 году Механический факультет меняет свое название на факультет Киноаппаратуры (ФКА). С 1986 года, в связи с проводимым по стране объединением специальностей, Ф

Фильм из рубрики: Образование
Оставить комментарий

Чтобы добавить свой комментарий Вы дожны зарегистрироваться.

          Copyright © 2013. Все текстовые материалы сайта kinodocument.ru являются интеллектуальной собственностью и
          защищены авторскими правами. Перепечатка и цитирование материалов разрешается только при наличии прямой,
          активной гиперссылки на ресурс kinodocument.ru